Методическая разработка

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию воспитанников № 407 «Жаворонок»

 

620049  г. Екатеринбург, пер. Курьинский, 3-а, тел./факс (343) 374-15-83

                              e-mail: 407detsad@mail.ru; http://407.tvoysadik.ru

 

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по математике совместно с родителями «Новые приключения Колобка».

 

Сведения о разработчике

Москалева Светлана Анатольевна,

воспитатель

 

Пояснительная записка

В методической разработке рассматриваются методы организации новой формы взаимодействия участников образовательного процесса. Описан опыт проведения интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми совместно с родителями. Закон «об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Одно из важных требований ФГОС – это открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников. Детский сад является первым социальным институтом, в котором «проходят обучение» не только дети, но и родители, поэтому так важно повышать компетенцию родителей в воспитании и развитии детей, именно в тот период.

В современном обществе со стороны родителей повысились требования к достижениям ребёнка. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Использование разнообразных игровых приёмов и методов в непрерывной образовательной деятельности по математике вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче. Как известно, математическое развитие дошкольников - важная составляющая формирования личности. Этот процесс является основной функцией семьи, которая нуждается в психолого-педагогическом сопровождении ДОУ.

Согласно Концепции развития математического образования, родители должны быть не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) одной из актуальных задач ДОУ становится поиск эффективных форм взаимодействия с родителями.

Опора на отечественный опыт

Конкурсный сценарий разработан с опорой на исследования

отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

Так, П. Я. Гальперин и А. В. Запорожец свидетельствовали о том, что применяемые в дошкольном детстве формы познания имеют важное значение для интеллектуального развития ребенка в будущем.

Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.А. Менчинской, В.Ф. Паламарчук,  Т.И. Шамовой, И.С. Якиманской и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.

Таким образом, формирование математических представлений является мощным средством формирования познавательных интересов дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.

Новизна данного сценария наблюдается в следующем:

·     игровой характер мероприятия;

·     родители – активные участники встречи;

·     данное мероприятие позволяет решать максимальное количество задач развития детей в рамках различных форм работы и видов деятельности.

Использование инновационных форм

·                        Использование мультимедийной установки для просмотра компьютерной презентации «Четвёртый лишний»,

·                         Авторское дидактическое пособие «Соседи чисел»

Оригинальность сценария выражена

· в создании предметно-пространственной и информационной среды,

· в изменении сценария известной русской народной сказки;

· в интеграции образовательных областей.

Перспективность  

·          Представленная форма взаимодействия с родителями даёт возможность использовать её на базе других образовательных организаций.

·          Родители становятся активными участниками встреч с детьми и педагогами, овладевают приёмам работы с детьми, которые позволяют им решать вопросы развития математических способностей детей, т. е. становятся более компетентными в вопросах развития дошкольников;

·          Родители заново открывают для себя радость общения с детьми.

Цель мероприятия: обобщение и систематизирование знаний детей, полученных за год в игровой форме, через использование математического занимательного материала при активном участии родителей; повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах математического развития детей.

Задачи

1.     обучающие:

·        закрепить умения считать в пределах 10;

·        узнавать цифры наощупь;

·        находить соседей чисел;

·        отгадывать загадки про геометрические фигуры;

·        повторить дни недели.

 

2.     развивающие:

·        развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей),

·        развивать логическое мышление, зрительную память, внимание, воображение.

3.     воспитывающие:

·        воспитывать у детей интерес к математике,

·        желание работать в коллективе.

Из поставленных целей и задач, согласно Концепции развития математического образования, можно выделить несколько основных принципов в организации и проведении непрерывной образовательной деятельности:

·        принцип воспитывающего обучения;

·        принцип индивидуального подхода;

·        принцип научности обучения и его доступности;

·        принцип осознанности и активности;

·        принцип наглядности.

Целевая аудитория: дети 4-5 лет, родители

Уровень проведения мероприятия: МБДОУ № 407, г. Екатеринбург

Описание формата мероприятия

Мероприятие рассчитано на 20 детей. Продолжительность 25-30 минут.

Условия проведения:

Мероприятие проводится в музыкальном зале

Предварительная работа:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

·         Беседы с детьми «Путешествие», «Что такое хорошо».

·         Настольная игра «Колобок».

·         Консультация для родителей «Использование занимательного материала для развития детей».

·          Изготовление атрибутов для мероприятия.

·          Предварительная  работа с родителями по исполнению ролей.

ОО «Познавательное развитие»

·          Знакомство c цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

·          Разгадывание загадок о цифрах.

·          Рассматривание геометрических фигур.

·           Работа в тетрадях «Моя математика».

·           Дидактические игры: «Математические фигуры», «Что бывает круглым?»,  «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Соседи чисел», «Геометрическая мозаика».

 ОО «Речевое развитие»

·        Разучивание стихотворений про цифры и дни недели.

·        Разучивание математических считалок, пальчиковых гимнастик.

·        Настольный театр «Колобок»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

·        чтение РНС «Колобок»;

·        просмотр мультфильма «Колобок», «Сказка про Колобок».

·        Рисование и лепка героев сказки «Колобок».

·        Слушание музыки.

ОО «Физическое  развитие»

·        Разучивание подвижных игр «Прячем Колобка», «Лиса и Колобок».

·        Разучивание физкультминутки «Замесила бабушка ни булку, ни оладушки».

 

 

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по математике совместно с родителями

«Новые приключения Колобка»

Средняя группа

Родители заранее рассаживаются в музыкальном зале, надевают короны с цифрами 1-9.

Дети под музыку входят в зал, садятся полукругом на стульчики.

1. Эмоциональный настрой

Воспитатель:   Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

2. Мотивационно-побудительный этап

Воспитатель: Сегодня, ребята и уважаемые взрослые, я вам предлагаю стать сказочниками и придумать «Новые приключения Колобка». Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого надо попасть в сказку. Ребята, встаньте, пожалуйста, возле стульчиков.

На носочки поднимитесь,

два раза повернитесь

и в сказке очутитесь. 

Дети садятся на стульчики.

2. Содержательно-операционный этап

Воспитатель: Жили-были дедушка и бабушка. Испекли они колобок, а он от них укатился в лес погулять.

Колобок: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Колобок, почему ты такой грустный?

Колобок: Я заблудился в лесу, никак не могу отыскать тропинку, где живут бабушка и дедушка. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: Ребята, поможем колобку?

Дети: Да.

Воспитатель: Иди, колобок, по этой тропинке и придешь к домику.

Покатился колобок по тропинке, а навстречу ему … (Выходит родитель-цифра 1)

Колобок: Ой, кто это?

Воспитатель: Ребята, помогайте, кто это?

Дети: Это цифра один.

Цифра 1 (родитель): Выполни, Колобок, мое задание, и я пропущу тебя дальше.

1 задание «Чудесный мешочек».

Воспитатель: Помогайте, ребята! Надо в мешочке найти цифру и наощупь определить ее.

Дети выполняют задание.

Цифра 1 (родитель): Молодцы!

Воспитатель: Покатился колобок дальше, а навстречу ему … (Выходит родитель-цифра2)

Колобок: А это кто?

Воспитатель: Ребята, помогайте!

Дети: Это цифра два.

Цифра 2 (родитель): Выполни мое задание, тогда я тебя дальше пропущу.

Задание «Соседи числа».

Воспитатель: Ребята, назовите соседей числа 8, 6, 4

Дети выполняют задание.

Цифра 2 (родитель): Молодцы!

Воспитатель: Покатился колобок дальше, а навстречу ему… (Выходит родитель-цифра 3)

Колобок: Ой, кто это?

Дети: Это цифра три.

Цифра 3 (родитель): Назовите сказки или героев сказок, в которых есть число три.

Дети выполняют задание.

Цифра 3 (родитель): Правильно, молодцы!

Воспитатель: Покатился колобок дальше, а навстречу ему… (Выходит родитель-цифра 4)

Колобок: А это кто?

Дети: Это цифра четыре.

Цифра 4 (родитель):  Задание называется «Четвертый лишний» посмотрите, ребята на экран и найдите четвёртый лишний.

Дети выполняют задание.

Цифра 4 (родитель):   Правильно, ребята!

Воспитатель: Покатился колобок дальше, а навстречу ему… (Выходит родитель-цифра 5)

Колобок: Ой, кто это?

Дети: Это цифра пять.

Цифра 5 (родитель):  Выполнишь, Колобок, физкультминутку, покатишься дальше.

Колобок: Ой, ребята, вы мне поможете?

Дети: Да!

Физкультминутка:

Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,

Руки сцеплены в замок, круговые движения влево-вправо.

Доставала из печи

Руки вверх, в стороны, вниз.

Ни пирог, ни калачи,

Повороты туловища влево-вправо,

руки в стороны.

Как поставила на стол,

Наклон вперед, руки вперед

Он от бабушки ушел

И от дедушки ушел.

Поворот вокруг себя в одну и в другую стороны.

Кто же бегает без ног?

Бег на месте.

Это желтый колобок!

Хлопки в ладоши.

 

Дети садятся за столы.

Воспитатель: дальше катиться колобок, навстречу ему… (Выходит родитель-цифра 6)

Колобок:  Кто это?

Дети: Это цифра шесть.

Цифра 6 (родитель): выполни мое задание.

Задание «Кубик» - покажите такую цифру, сколько точек выпало на грани игрального кубика.

Дети выполняют задание

Цифра 6 (родитель):  Молодцы! Правильно.

Воспитатель: Покатился колобок дальше, а навстречу ему… (Выходит родитель-цифра7)

Колобок: Ой, кто это?

Дети: Это цифра семь.

Цифра 7 (родитель):  Назовите дни недели. Сколько их всего?

Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Всего семь дней.

Цифра 7 (родитель): Отлично!

Воспитатель: Никак колобок не может добраться до домика. А навстречу ему опять кто-то вышел… (Выходит родитель-цифра8)

Дети: это цифра восемь.

Цифра 8 (родитель): Отгадайте загадки про геометрические фигуры.

Воспитатель: Послушайте мои загадки, а отгадки найдите на столе и покажите.

1.Моя загадка коротка:

Три стороны и три угла.

2. Я фигура - хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я …….

3.Нет углов у меня,

И похож на блюдо я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

 

Цифра 8 (родитель): Молодцы, ребята, проходи колобок дальше.

Воспитатель: Устал колобок, нет больше сил и тут навстречу ему… (Выходит родитель-цифра 9)

 

Дети: это цифра девять.

Цифра 9 (родитель): Посчитайте от 1-10, а теперь от 10-1.

Дети считают.

Цифра 9 (родитель): Какие вы молодцы!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, Колобок добрался до домика. Бабушка и дедушка его встречают, радуются и вас, ребята, благодарят за помощь.

4. Рефлексирующий этап

Воспитатель: Вам понравилось путешествие?

А сейчас давайте вспомним, как мы колобку помогали? Какие задания выполняли?

Дети отвечают.

Воспитатель: А какое задание было для вас самое интересное? Самое сложное?

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Молодцы, уважаемые Цифры! Я получила большое удовольствие от общения с вами! А самое главное, у нашей сказки счастливый конец. Никто даже и не собирался есть Колобка. В лесу ему попались добрые цифры, которые с ним играли,  и Колобок вернулся домой.  Бабушка и дедушка вас благодарят и дарят вам гостинцы!

 

Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается наше волшебное путешествие.

«На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

Снова в зале очутитесь».

 

Приложение № 1

Материально-техническое оборудование

Демонстрационный материал:

·        панно с изображением леса, домика и дорожки с цифрами 1-9, Колобок на липучке;

·        наборы корон с цифрами 1-9 и карточек с заданиями для взрослых,

·        «чудесный» мешочек с цифрами;

·        дидактическое пособие «Соседи чисел», цифры на липучках;

·        мультимедийная установка, компьютерная презентация «Четвёртый лишний»;

·         большой игральный кубик из мягкого модуля;

Раздаточный материал:

·         наборы цифр 1-6 и геометрических фигур на каждого ребенка;

·         дедушка и бабушка на руку; корзинка с угощениями.

  

Приложение № 2

Список используемой литературы

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования 2013 г.

2.     Федеральный закон об образовании в российской федерации, 2012 г.

3.   Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2018

4.     Осечкина Л. И.,  Чапкова В. В. 20 конспектов познавательных игровых сеансов для детей младшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2014

5.     Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012

6.     Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015

7.     Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 2010

8.     Новикова В.П. Математика в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

9.     Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду - 2002

10.  Использование интернет-ресурсов

 

Приложение № 3

Четвёртый лишний




  

Приложение № 4

Фотографии

















 

  




       

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий