Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию воспитанников № 407 «Жаворонок»
620049 г. Екатеринбург, пер. Курьинский, 3-а,
тел./факс (343) 374-15-83
e-mail: 407detsad@mail.ru;
http://407.tvoysadik.ru
Сценарий
непрерывной образовательной деятельности по математике совместно с родителями «Новые
приключения Колобка».
Сведения
о разработчике
Москалева
Светлана Анатольевна,
воспитатель
Пояснительная
записка
В
методической разработке рассматриваются методы организации новой формы
взаимодействия участников образовательного процесса. Описан опыт проведения
интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми совместно с
родителями. Закон «об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не
только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного
процесса. Одно из важных требований ФГОС – это открытый характер
образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.
Детский сад является первым социальным институтом, в котором «проходят обучение»
не только дети, но и родители, поэтому так важно повышать компетенцию родителей
в воспитании и развитии детей, именно в тот период.
В
современном обществе со стороны родителей повысились требования к достижениям
ребёнка. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет
математика. Использование разнообразных игровых приёмов и методов в непрерывной
образовательной деятельности по математике вызывает у детей повышенный интерес,
положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче. Как
известно, математическое развитие дошкольников - важная составляющая формирования
личности. Этот процесс является основной функцией семьи, которая нуждается в
психолого-педагогическом сопровождении ДОУ.
Согласно
Концепции развития математического образования, родители должны быть не просто
сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.
В
связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС) одной из актуальных задач ДОУ становится поиск эффективных форм
взаимодействия с родителями.
Опора
на отечественный опыт
Конкурсный
сценарий разработан с опорой на исследования
отечественных и
зарубежных психологов и педагогов.
Так,
П. Я. Гальперин и А. В. Запорожец свидетельствовали о том, что применяемые в дошкольном
детстве формы познания имеют важное значение для интеллектуального развития
ребенка в будущем.
Исследования
многих отечественных и зарубежных психологов: П.П. Блонского, Л.С. Выготского,
В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна,
Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Г. Хемли, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.А. Менчинской,
В.Ф. Паламарчук, Т.И. Шамовой, И.С.
Якиманской и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм
мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной
деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка,
систематизации его учебных знаний, умений и навыков.
Таким
образом, формирование математических представлений является мощным средством
формирования познавательных интересов дошкольника, его познавательных сил и
творческих способностей.
Новизна
данного сценария наблюдается в следующем:
· игровой
характер мероприятия;
· родители
– активные участники встречи;
· данное
мероприятие позволяет решать максимальное количество задач развития детей в
рамках различных форм работы и видов деятельности.
Использование
инновационных форм
·
Использование мультимедийной установки
для просмотра компьютерной презентации «Четвёртый лишний»,
·
Авторское дидактическое пособие «Соседи чисел»
Оригинальность
сценария выражена
·
в создании предметно-пространственной и информационной среды,
·
в изменении сценария известной русской народной сказки;
·
в интеграции образовательных областей.
Перспективность
·
Представленная форма взаимодействия с
родителями даёт возможность использовать её на базе других образовательных
организаций.
·
Родители становятся активными
участниками встреч с детьми и педагогами, овладевают приёмам работы с детьми,
которые позволяют им решать вопросы развития математических способностей детей,
т. е. становятся более компетентными в вопросах развития дошкольников;
·
Родители заново открывают для себя
радость общения с детьми.
Цель мероприятия: обобщение и систематизирование знаний детей,
полученных за год в игровой форме, через использование математического
занимательного материала при активном участии родителей; повышение уровня
педагогической компетентности родителей в вопросах математического развития
детей.
Задачи
1. обучающие:
·
закрепить
умения считать в пределах 10;
·
узнавать
цифры наощупь;
·
находить
соседей чисел;
·
отгадывать
загадки про геометрические фигуры;
·
повторить
дни недели.
2. развивающие:
·
развивать
наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет обучения приемам
умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление
причинно-следственных связей),
·
развивать
логическое мышление, зрительную память, внимание, воображение.
3. воспитывающие:
·
воспитывать
у детей интерес к математике,
·
желание
работать в коллективе.
Из
поставленных целей и задач, согласно Концепции развития математического
образования, можно выделить несколько основных принципов в организации и
проведении непрерывной образовательной деятельности:
·
принцип воспитывающего обучения;
·
принцип индивидуального подхода;
·
принцип научности обучения и его
доступности;
·
принцип осознанности и активности;
·
принцип наглядности.
Целевая аудитория: дети 4-5 лет, родители
Уровень проведения мероприятия: МБДОУ №
Описание формата мероприятия
Мероприятие рассчитано на 20 детей. Продолжительность
25-30 минут.
Условия проведения:
Мероприятие проводится в музыкальном
зале
Предварительная работа:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
· Беседы
с детьми «Путешествие», «Что такое хорошо».
· Настольная
игра «Колобок».
· Консультация для родителей «Использование занимательного материала для развития детей».
·
Изготовление
атрибутов для мероприятия.
·
Предварительная работа с родителями по исполнению ролей.
ОО «Познавательное развитие»
·
Знакомство
c цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
·
Разгадывание
загадок о цифрах.
·
Рассматривание
геометрических фигур.
· Работа в тетрадях «Моя математика».
· Дидактические игры: «Математические фигуры», «Что бывает круглым?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Соседи чисел», «Геометрическая мозаика».
ОО «Речевое
развитие»
·
Разучивание
стихотворений про цифры и дни недели.
·
Разучивание
математических считалок, пальчиковых гимнастик.
·
Настольный
театр «Колобок»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
·
чтение
РНС «Колобок»;
·
просмотр
мультфильма «Колобок», «Сказка про Колобок».
·
Рисование
и лепка героев сказки «Колобок».
·
Слушание
музыки.
ОО «Физическое
развитие»
·
Разучивание
подвижных игр «Прячем Колобка», «Лиса и Колобок».
·
Разучивание
физкультминутки «Замесила бабушка ни булку, ни оладушки».
Сценарий
непрерывной образовательной деятельности по математике совместно с родителями
«Новые
приключения Колобка»
Средняя
группа
Родители заранее рассаживаются в музыкальном зале,
надевают короны с цифрами 1-9.
Дети под музыку входят в зал, садятся полукругом на
стульчики.
1. Эмоциональный настрой
Воспитатель: Здравствуйте!
Ты скажешь человеку.
Здравствуй!
Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не
пойдет в аптеку.
И здоровым будет
много лет.
2. Мотивационно-побудительный этап
Воспитатель: Сегодня, ребята и уважаемые взрослые, я вам
предлагаю стать сказочниками и придумать «Новые приключения Колобка». Вы
согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого надо попасть в сказку. Ребята, встаньте,
пожалуйста, возле стульчиков.
На носочки
поднимитесь,
два раза
повернитесь
и в сказке
очутитесь.
Дети садятся на стульчики.
2. Содержательно-операционный этап
Воспитатель: Жили-были дедушка и бабушка. Испекли они колобок,
а он от них укатился в лес погулять.
Колобок: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Колобок, почему
ты такой грустный?
Колобок: Я заблудился в лесу, никак не могу отыскать
тропинку, где живут бабушка и дедушка. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, поможем колобку?
Дети: Да.
Воспитатель: Иди, колобок, по этой тропинке и придешь к домику.
Покатился
колобок по тропинке, а навстречу ему … (Выходит
родитель-цифра 1)
Колобок: Ой, кто это?
Воспитатель: Ребята, помогайте, кто это?
Дети: Это цифра один.
Цифра 1 (родитель): Выполни, Колобок, мое задание, и я
пропущу тебя дальше.
1 задание
«Чудесный мешочек».
Воспитатель: Помогайте, ребята! Надо в мешочке найти цифру и
наощупь определить ее.
Дети выполняют задание.
Цифра 1 (родитель): Молодцы!
Воспитатель: Покатился колобок дальше, а навстречу ему … (Выходит родитель-цифра2)
Колобок: А это кто?
Воспитатель: Ребята, помогайте!
Дети: Это цифра два.
Цифра 2 (родитель): Выполни мое задание, тогда я тебя
дальше пропущу.
Задание «Соседи
числа».
Воспитатель: Ребята, назовите соседей числа 8, 6, 4
Дети выполняют задание.
Цифра 2 (родитель): Молодцы!
Воспитатель: Покатился колобок дальше, а навстречу ему… (Выходит родитель-цифра 3)
Колобок: Ой, кто это?
Дети: Это цифра три.
Цифра 3 (родитель): Назовите сказки или героев сказок, в
которых есть число три.
Дети выполняют задание.
Цифра 3 (родитель): Правильно, молодцы!
Воспитатель: Покатился колобок дальше, а навстречу ему… (Выходит родитель-цифра 4)
Колобок: А это кто?
Дети: Это цифра четыре.
Цифра 4 (родитель): Задание называется «Четвертый лишний»
посмотрите, ребята на экран и найдите четвёртый лишний.
Дети выполняют задание.
Цифра 4 (родитель): Правильно, ребята!
Воспитатель: Покатился колобок дальше, а навстречу ему… (Выходит родитель-цифра 5)
Колобок: Ой, кто это?
Дети: Это цифра пять.
Цифра 5 (родитель): Выполнишь,
Колобок, физкультминутку, покатишься дальше.
Колобок: Ой, ребята, вы мне поможете?
Дети: Да!
Физкультминутка:
Замесила
бабушка ни булку, ни оладушки, |
Руки сцеплены в замок, круговые движения
влево-вправо. |
Доставала из
печи |
Руки вверх, в стороны, вниз. |
Ни пирог, ни
калачи, |
Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны. |
Как поставила
на стол, |
Наклон вперед, руки вперед |
Он от бабушки
ушел И от дедушки
ушел. |
Поворот вокруг себя в одну и в другую стороны. |
Кто же бегает
без ног? |
Бег на месте. |
Это желтый
колобок! |
Хлопки в ладоши. |
Дети садятся за столы.
Воспитатель: дальше катиться колобок, навстречу ему… (Выходит родитель-цифра 6)
Колобок: Кто это?
Дети: Это цифра шесть.
Цифра 6 (родитель): выполни мое задание.
Задание «Кубик»
- покажите такую цифру, сколько точек выпало на грани игрального кубика.
Дети выполняют задание
Цифра 6 (родитель): Молодцы! Правильно.
Воспитатель: Покатился колобок дальше, а навстречу ему… (Выходит родитель-цифра7)
Колобок: Ой, кто это?
Дети: Это цифра семь.
Цифра 7 (родитель): Назовите дни недели. Сколько их всего?
Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница,
суббота, воскресенье. Всего семь дней.
Цифра 7 (родитель): Отлично!
Воспитатель: Никак колобок не может добраться до домика. А навстречу
ему опять кто-то вышел… (Выходит
родитель-цифра8)
Дети: это цифра восемь.
Цифра 8 (родитель): Отгадайте загадки про геометрические
фигуры.
Воспитатель: Послушайте мои загадки, а отгадки найдите на столе
и покажите.
1.Моя загадка
коротка:
Три стороны и
три угла.
2. Я фигура -
хоть куда,
Очень ровная
всегда,
Все углы во мне
равны
И четыре
стороны.
Кубик – мой
любимый брат,
Потому что я …….
3.Нет углов у
меня,
И похож на блюдо
я,
На тарелку и на
крышку,
На кольцо и
колесо.
Цифра 8 (родитель): Молодцы, ребята, проходи колобок
дальше.
Воспитатель: Устал колобок, нет больше сил и тут навстречу ему…
(Выходит родитель-цифра 9)
Дети: это цифра девять.
Цифра 9 (родитель): Посчитайте от 1-10, а теперь от 10-1.
Дети считают.
Цифра 9 (родитель): Какие вы молодцы!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, Колобок добрался до домика.
Бабушка и дедушка его встречают, радуются и вас, ребята, благодарят за помощь.
4. Рефлексирующий этап
Воспитатель: Вам понравилось путешествие?
А сейчас давайте
вспомним, как мы колобку помогали? Какие задания выполняли?
Дети отвечают.
Воспитатель: А какое задание было для вас самое интересное?
Самое сложное?
Дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Молодцы, уважаемые Цифры! Я получила
большое удовольствие от общения с вами! А самое главное, у нашей сказки
счастливый конец. Никто даже и не собирался есть Колобка. В лесу ему
попались добрые цифры, которые с ним играли, и Колобок вернулся домой. Бабушка и дедушка вас благодарят и дарят вам
гостинцы!
Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается наше волшебное
путешествие.
«На носочки
поднимитесь,
И два раза
повернитесь,
Снова в зале
очутитесь».
Приложение № 1
Материально-техническое
оборудование
Демонстрационный
материал:
·
панно
с изображением леса, домика и дорожки с цифрами 1-9, Колобок на липучке;
·
наборы
корон с цифрами 1-9 и карточек с заданиями для взрослых,
·
«чудесный»
мешочек с цифрами;
·
дидактическое
пособие «Соседи чисел», цифры на липучках;
·
мультимедийная
установка, компьютерная презентация «Четвёртый лишний»;
·
большой
игральный кубик из мягкого модуля;
Раздаточный материал:
·
наборы
цифр 1-6 и геометрических фигур на каждого ребенка;
·
дедушка
и бабушка на руку; корзинка с
угощениями.
Приложение № 2
Список
используемой литературы
1.
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования
2.
Федеральный
закон об образовании в российской федерации,
3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2018
4. Осечкина Л. И., Чапкова В. В. 20 конспектов познавательных игровых сеансов для детей младшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2014
5.
Маврина,
Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012
6.
Михайлова,
З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.:
Детство-Пресс, 2015
7.
Михайлова
З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 2010
8.
Новикова
В.П. Математика в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
9.
Ерофеева
Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду -
2002
10. Использование
интернет-ресурсов
Приложение № 3
Четвёртый лишний
Приложение № 4
Фотографии
Комментариев нет:
Отправить комментарий