Родителям

 Содержание 

1. Консультации «Что такое занимательный материал?»

2. Консультации «Использование прищепок для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

3. Консультации «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

4. Консультации «Использование круп и макарон для развития мелкой моторики рук  дошкольников»

5. Консультации «Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста»

1. Консультации «Что такое занимательный материал?»

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребёнка в детском саду.

Познавательный интерес – ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания, так как:

- интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;

- развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;

- создаёт более благоприятный фон для протекания всех психических процессов.

Важнейшим средством интеллектуального развития ребёнка – дошкольника является изучение математике в детском саду. Успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, настолько ребёнок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания.

Познавательный интерес к математике – это избирательное, эмоционально – окрашенное отношение ребёнка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.

         Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. 

         Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Такой занимательны материал можно включать основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. В самом начале занятия можно использовать несложные занимательные задачи в качестве «умственной гимнастики».

Занимательные математические игры воспитатель может использовать и для организации самостоятельной деятельности детей.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудится.

 Любая математическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи ит.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить её найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры и игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива, проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет детей задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценивать условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста математике.

2. Консультации «Использование прищепок для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также речь ребёнка. Один из способов развития мелкой моторики рук из них – игры с бельевыми прищепками. 

Выполнение игровых упражнений с прищепками позволяет:

·         развивать мелкую моторику рук;

·         формировать и развивать математические представления (цвет, форма, величина, количественные и пространственные отношения);

·         развивать  чувства ритма;

·         развивать конструктивного мышления;

·        формировать положительный настрой на совместную работу с педагогом.


        Игры с прищепками вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта.

Начинать игры с прищепками нужно с показа самих прищепок, рассказа о том, для чего нужны прищепки в жизни?

Примеры игровых упражнений.

Учимся открывать. 

Расскажите ребенку, что прищепки – это маленькие рыбки. Они плавали, плавали в море и проголодались. Покажите, как они открывают ротики – открывайте прищепки, пусть малыш попробует накормить их. Прикрепляйте к любому предмету, можно на геометрические фигуры. 

Рыбки

Можно показать малышу, как «рыбки» (прищепки) открывают ротик, и попросить его накормить их. Пусть он попробует захватывать прищепкой мелкие предметы (монеты, пуговицы, макароны и пр.). Данная игра прекрасно развивает мелкую моторику и координацию движений рук.

Украшаем баночки, коробочки

Прищепки можно закреплять на стенках баночек, коробочек разной величины, объема. А когда закрепили, предложите малышу снять и побросать внутрь банки или коробки. 

Бусы.

Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету. 

 Солнышко

Эта игра с прищепками является одной из наиболее популярных. В ней малышу необходимо прикрепить лучики к солнышку, чтобы оно ярко светило. 

Цвета

Показать малышу картинки с различными предметами, причём каждый из них должен иметь такой же цвет, как и цвет определённой прищепки. Задача малыша – прикрепить прищепки к предметам соответствующего цвета. 

Счёты и бусы

Вместе с малышом можно сделать из прищепок бусы, нанизывая их на шнурок. Если ребёнок уже знает основные цвета, то он сам может чередовать по цвету прищепки. Если между ножками стульев натянуть шнурок, то можно устроить подобие счётов. С помощью такой игры можно закреплять понятия цветов, тренировать ловкость пальчиков, формировать азы счёта. 

Сушим платочки

На веревку (разной длины и толщины) повесить с помощью прищепок одного размера платочки из ткани (разного цвета и размера). Можно усложнить игру инструкцией «Вешай платочки, чередуя их цвет или размер». 

Игры с цифрами    

 Научите  малыша   соотносить   цифру   с   количеством.   Предложите ребёнку прикрепить на полоске картона такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной цифре. 

 

Играйте на здоровье!


3. Консультации «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета, то есть развитие его восприятия.   Существует пять сенсорных систем, с помощью которых ребенок познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, существуют возрастные нормы сенсорного развития:

6-12 месяцев. Ребенок знакомится с окружающим миром и обогащается впечатлениями. Во время первого года жизни он учится следить за яркими, движущимися предметами. Чтобы познакомиться поближе, малыш хватает ручками то, что находится в зоне доступа. Пробует на вкус, рассматривает и оценивает на ощупь. 

2-3 года. Малыши знают основные цвета, формы и размеры предметов, имеют представление об их сочетании. Могут сложить пирамидку и сортер. Выполняют задачи, требующие навыка группировки предметов, отличающихся друг от друга по 1-2 признакам. 

4-5 лет. В этом возрасте появляются сенсорные эталоны — устойчивые представления о цветах, формах, размерах окружающих предметов. Ребенок знает и различает не только базовую палитру, но и оттенки, полутона. Прослеживает взаимосвязь между элементами одного ряда, без труда систематизирует большое количество предметов. 

5-6 лет. Период развития описательной деятельности. Ребенок может охарактеризовать предмет по 3-5 параметрам, нарисовать его, слепить из пластилина прототип. Выполняет сложные глазомерные действия — может рассказать, насколько близко или далеко расположена вещь. У него развито аналитическое восприятие: умение выделять главный объект из подобных, собирать единую форму из множества сегментов (конструирование), сочетать цвета под определенное условие. 

 

 В младшем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой - меньше - самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить "по росту" игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что "слон большой", а "муха маленькая", хотя он их и не видит в данный момент.

В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач "на глаз". Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.

Чтобы ребенок активно развивался и познавал мир, необходимо позаботиться о создании для него богатой и разнообразной сенсорной среды. Однако, для изучения малышу доступны далеко не все объекты окружающего мира. В первую очередь, это самые разные предметы человеческого быта и объекты природы, с которыми малыш сталкивается ежедневно.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Примеры дидактические игры в работе по сенсорному развитию

детей  дошкольного возраста.

Игры на развитие тактильных ощущений.

«Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек кладут предметы разной

формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела,

пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не

заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

 «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на

ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы:

стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая

бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная

ваза и др.

«Узнай фигуру». На столе раскладывают геометрические фигуры,

одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую

фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

 «Что в мешочке». Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные

горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др.

Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти

мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис,

гречка, горох, фасоль, бобы).

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

«Найти предмет указанной формы». Ребенку предлагают назвать модели

геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов,

по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник,

ромб).

«Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку,

какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в

ней квадратов, кругов и т. д.

«Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.

«Найди предмет такой же формы». Дети выделяют форму в конкретных

предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.

На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например,

круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д., овал и

предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.

«Сравни предметы по высоте». Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

«Палочки в ряд». Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной

длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.Варианты:

детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины

ромбы разного цвета и формы.

«Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной

длины от самой короткой до самой длинной.Назвать ленты по длине: какая

самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

какие деревья ближе, какие — дальше.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного

цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один

из флажков. Определить, какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с

изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку

предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить

карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением

помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона

— желтую и т. д.Варианты:выбрать предмет по цветовому образцу: педагог

Показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные

варежки, синие носочки и др., дети должны показать карточки с

изображением оттенков данного цвета.

 «Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну

половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку.

Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,

синий, фиолетовый).

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, используются определенные игры и упражнения.

Таким образом, значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов, чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

4. Консультации «Использование круп и макарон для развития мелкой моторики рук  дошкольников»

«Ум ребёнка находится

на кончиках его пальцев».

В. Сухомлинский

 

«Уровень развития речи детей

 находится в прямой зависимости

 от степени сформированности

 тонких движений рук»

М. М. Кольцова

 

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный непрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, развивает логическое мышление, память, интеллект и речь. Специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Для развития моторики рук создано много специальных игрушек: шнуровки, мозаики, конструкторы, пирамидки и другие. Но, кроме игрушек, выпускаемых промышленно, прекрасным игровым материалом могут стать крупы и макароны. Знакомясь с различными сыпучими материалами, ребенок получает массу тактильных впечатлений, развивает фантазию и мелкую моторику.

Такие занятия доставляют малышам большое удовольствие. Кроме того, крупы и макароны - это доступные материалы для работы.

 

Рисование на крупе

Цель. Развитие мелкой моторики рук.

Задачи.

  • Развивать тактильное ощущение.
  • Развивать творчество, воображение.
  • Воспитывать усидчивость.

Материал. Поднос, на котором тонким слоем рассыпана любая мелкая крупа (например, манка, пшено, рис, греча и др.), коробочка с мелкими предметами (например, колпачки от фломастеров, крышки от разных бутылок, счетные палочки, желуди, маленькие шишки и др.).

Пальчики рисуют

Ребенок рисует каждым пальчиком по очереди, сначала одной рукой, затем другой. Можно рисовать сразу обеими руками. Вариантов много, это зависит от желания и возможностей малыша.

Рисование на крупе предметом

Ребенок рисует, делает отпечатки на крупе любым маленьким предметом

из коробочки.

Сухой бассейн из круп или мелких макарон

Цель. Развитие мелкой моторики рук.

Задачи.

  • Развивать тактильное ощущение и восприятие.
  • Формировать умение узнавать и называть предмет наощупь.
  • Воспитывать усидчивость.

Материал: любая пластиковая емкость (ведро, коробка, контейнер (2,5-5 л.)), наполненная наполовину разной крупой (горох, белая и красная фасоль, пшено, рис, греча или мелкие макароны), мелкие предметы и объемные геометрические фигуры.

Пальчики купаются

Воспитатель предлагает ребенку погрузить руки в крупу. Руки малыша «плавают в бассейне», перебирая пальчиками крупу, «выныривают» и снова «ныряют».

Найди сюрприз (предмет)

Воспитатель сообщает детям, что на дне «бассейна» находится предмет, сюрприз и предлагает его достать. Малыш погружает руки в крупу и,  перебирая ее, ищет и находит предмет.

Найди предмет, какой назову

В этом варианте игры, в «бассейне» воспитатель прячет от 2 до 5 предметов. Предварительно дети рассматривают эти предметы. Ребенок должен найти и достать тот предмет, который назовет педагог. В конце среднего дошкольного возраста можно использовать два «бассейна» и устраивать соревнования между детьми.

Найди геометрическую фигуру

Этот вариант игры похож на предыдущий, только здесь в «бассейн» помещаются объемные геометрические формы.

 

Сортировка круп и макарон

Цель. Развитие мелкой моторики.

Задачи.

  • Развивать тактильное восприятие.
  • Формировать умение узнавать и называть виды круп.
  • Закреплять умение различать величину предметов.
  • Развивать игровой замысел, самостоятельность, инициативу, усидчивость и трудолюбие.

Материал. Емкость с разными видами круп (горох, красная и белая фасоль, рис, пшено, греча) или мелкими макаронами, тарелочки из набора кукольной посуды, разные емкости с широким и узким горлом.

Золушка

Воспитатель спрашивает у детей, для чего нужна крупа (ответы детей). Затем педагог и дети вспоминают названия блюд и решают приготовить для кукол угощение. Воспитатель обращает внимание детей на тарелочки, интересуется у ребят, что перед тем, как начать готовить, нужно сделать (ответы детей). Дети перебирают (сортируют) крупы или макароны, а потом «готовят» разные блюда в игровом уголке.

Разложи по видам

В этой игре дети сортируют крупы и макароны в баночки, бутылочки и закрывают для хранения или изготовления пособий, например шумовых игрушек. А если дети раскладывают в тканевые мешочки, то это могут быть тактильные игрушки.

 

Аппликация из круп и макарон

Цель. Развитие мелкой моторики рук.

Задачи.

  • Развивать координацию, ловкость рук.
  • Развивать творчество, воображение.
  • Воспитывать усидчивость.

Материал. Пластиковые баночки с крупами (в каждой баночке один вид крупы: красная и белая фасоль, горох, пшено, рис, греча или мелких макарон), картон разного размера, цвета и формы (например, квадратной, круглой, овальной, прямоугольной, треугольной и др.), листы с контурными изображениями разных предметов, животных, транспорта, овощей, фруктов, игрушек, пластилин.

Предварительная работа. Рассматривание узоров, д/и «Составь узор» (из бумажных геометрических фигур).

Разложи по контуру

Перед детьми листы с контурными изображениями различных предметов, транспорта, животных, игрушек, овощей, фруктов и др., баночки с крупами. Ребенок самостоятельно выбирает материал для работы. По окончании – крупы раскладываются в баночки.

Составь узор

На листе картона квадратной, круглой или прямоугольной формы ребенок самостоятельно составляет узор из разных круп и макарон. Форму, размер и цвет листа малыш выбирает сам. В конце работы ребенок раскладывает крупы и макароны в баночки.

 

Пересыпание

Цель. Развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации.

Задачи:

  • Развивать тактильное ощущение.
  • Развивать воображение, творчество.
  • Воспитывать усидчивость.

 

Игры-забавы с использованием круп

Цель. Развитие мелкой моторики.

Задачи.

  • Развивать ловкость рук.
  • Воспитывать усидчивость.
  • Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам и животным.

Материал. Крупы (фасоль, горох, пшено), сюжетные игрушки, сделанные из пластиковых бутылок, баночек, картонных коробочек (птичка, собачка, кошка и т. д), игровое поле с наклеенным на одной стороне домиком, плоскостные фигурки животных (заяц, мишка и т. д.).

Покорми птичку

Создать игровую ситуацию – птичка хочет кушать. Ребенок «кормит» птичку, просовывая крупу в специально сделанное отверстие (или в горлышко бутылки). Аналогично «кормим» кошку, собачку и т. д.

Выложи дорожку

Перед ребенком игровое поле и баночки с разными крупами. Создать игровую ситуацию – помочь зайчику добраться домой. Малыш выкладывает дорожку из крупы. Затем зайчик «идет» по дорожке до своего домика.

 

Тактильные мешочки

Цель. Развитие мелкой моторики рук.

Задачи.

  • Развивать координацию, ловкость рук.
  • Развивать творчество, воображение.
  • Воспитывать усидчивость.

 Заполните маленькие мешочки или воздушные шарики различными крупами и предложите малышу на ощупь догадаться, что внутри.

 

Шнуровка.

Цель. Развитие мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации.

Задачи:

  • Развивать тактильное ощущение.
  • Развивать воображение, творчество.
  • Воспитывать усидчивость.

Макароны-трубочки могут стать бусинками, которые удобно нанизывать на шнурок или шпажку. Это занятие очень нравится детям дошкольного возраста, кроме этого оно отлично развивает пальчики ребенка.

 

Игры с крупами и макаронами – это простой и интересный для детей способ развития мелкой моторики, мышления, речи, внимания, воображения. Эти игры простые и доступные, их легко можно организовать в домашних условия. 


5. Консультации «Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста»

Песок, глина

1 Сыпучесть

Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, лист бумаги

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать — песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок — «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. В отличие от глины песок — рыхлый.

 

Песок и глина

2 Сравнение частичек песка и глины

Оборудование: Два стаканчика с песком и глиной, увеличительное стекло

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные Затем рассмотрим таким же образом комочек глины в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.

 

 

Песок и глина

3 Как песок и глина пропускают воду

Оборудование: стаканчик с водой, два стаканчика с песком и глиной

Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.

Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине.

 

Песок и глина

4 Как песок и глина сохраняют форму

Оборудование: Мокрые песок и глина, доска для лепки

Берём мокрый песок и глину лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму

Песок и глина

5 Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает

Оборудование: Две воронки в одной песок, в другой глина, два пустых стакана и стакан с водой

Берем две воронки в одной песок, в другой глина ставим в стакан наливаем воду и наблюдаем: в стакане с песком вода появляется быстро, а глина воду не пропускает

 

Воздух

1 Тонет - не тонет

Оборудование: Ёмкость с водой, игрушки, наполненные воздухом

Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды

 

Воздух

3  Буря в стакане воды

Оборудование: стакан с водой, соломинка

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается?

 

Воздух

2 Ракета

Оборудование: воздушные шарики

предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Воздух

4 Вытеснение воздуха водой

Оборудование: стакан, банка с водой

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

 

 

Воздух

5 Воздушный шарик

Оборудование: воздушные шарики, нитки

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами) .

Воздух

6 Мой весёлый звонкий мяч

Оборудование: Мячи спущенный и надутый

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

 

 

 

Воздух

7 Пустой стакан?

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

                                          (Воздух)

Оборудование: стакан, банка с водой

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду

 

Воздух

8 Воздух повсюду

Оборудование: воздушные шарики, таз с водой, пустая пласт массовая бутылка, листы бумаги.

Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?

Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

 

Воздух

9 Плыви, плыви, кораблик

Оборудование: Кораблики с парусами (можно сделать самим из ореховой скорлупы и бумаги, широкая ёмкость с водой

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать) .

 

 

Воздух

10 Откуда появляются волны?

Оборудование: веер, ёмкость с водой

Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер) .

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь растений

1 Куда растут корни?

Оборудование2 растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды.

-Воспитатель предлагает детям полить 2 растения по-разному:циперус-в поддон, герань-под корешок. Через некоторое время дети обращают внимание, что в поддоне появились корешки циперуса. Затем рассматривают герань и выясняют, почему в пддоне у герани не появились корешки (корешки не появились, так как они тянутся за водой;у герани влага в горшке, а не в поддоне) .

Жизнь растений

3 Летающие семена

Оборудование: семена различных растений

Дать детям по одному летающему и по одному нелетающему семени.

Предложить поднять руки как можно выше, встать самим и одновременно отпустить

оба семени из рук (например, фасолину и семя клена). Чем с большей высоты

опускаются семена, тем нагляднее разница в скорости падения.

Вывод. Растения имеют различные по форме, размерам приспособления для полета

семена.

Жизнь растений

2 Много - мало

Оборудование:Три растения:1- с крупными листьями, 2-с обычными, 3-кактус;целофановые пакетики, нитки.

-Воспитатель предлагает выяснить, почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими. Дети выбирают 3 растения с разными по величине листьями, проводят опыт, используя незаконченную модель зависимости размера листьев и количества выделяемой воды (отсутствует изображение символа -много, мало воды) .Дети надевают пакетики на листья, закрепляют; наблюдают за изменениями в течение суток; сравнивают количество испаряемой жидкости. Результаты оформляют в виде модели зависимости растений от факторов внешней среды (чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и тем чаще их надо поливать, достраивают модель изображением нужного символа.

Вода

3 Почему снег мягкий?

Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

 Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом с песоком - тяжёлые. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики.

Вода

2 Имеет ли вода цвет, вкус и запах?

Оборудование:

Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладёт лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть цвет у воды? (Нет, вода бесцветная) .

Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха). А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная)

Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

Вода

1 Есть ли у воды форма?

Оборудование: стеклянная банка с водой, пустой стакан, шар, кубик, банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на разносах (кубик, шар) .

В: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Она примет форму банки) .

Дети наливают воду в ёмкости различной формы и говорят что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают

Вода

4 Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Оборудование: Подносы для снеговых фигурок, меховой лоскут

. На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.

Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

 

Вода

5 Ледяной секретик

Оборудование: Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).

Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд) .

Предложить детям раскопать снег в указанном месте. Дети находят под снегом лёд, видят надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой.

Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и опасен для человека, если не соблюдать осторожность.

Вода

6 Где лучики?

Оборудование: Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра

 

Вода

7 Ледяной дом.

Оборудование: лопатки, свеча, вода, ведёрки.

Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера. Когда постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.

Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.

 

 

 

Вода

8 Замерзание жидкостей.

Оборудование: Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

 

 

Вода

9 Откуда берётся иней?

Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка.

На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

 

 

Вода

10 Тающий лед

Оборудование: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.

Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)

• Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют вводу цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод

 

Вода

11 Замерзшая вода

Оборудование: лёд, вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга

Дети обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.

Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.)

Рассматривают лед, отличия от воды?

Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.

• Плавает ли лед? Опыт.Какая часть льда плавает? (Верхняя.)

В холодных морях плавают огромные глыбы льда – айсберги. Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.Почему лед на тарелке растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего он состоит?

Вода

12 Прозрачность льда

Оборудование: формочки для воды, мелкие предметы

Воспитатель предлагает детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лед.

(Там, где воды много, лед твердый, прочный, не ломается под ногами.) Закрепляет

представление, что лед прозрачный. Для этого в прозрачную емкость кладет мелкие

предметы, заливает водой и выставляет на ночь за окно. Утром рассматривают: через

лед видны замерзшие предметы.

Вывод. Предметы видны через лед потому, что он прозрачен.

 

Вода

13 Пар - это тоже вода

Оборудование: Кружка с кипятком, стекло Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром

стекло, на нем образуются капельки воды.

Вывод, Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий