Эссе на тему «Слагаемые искусства воспитания»
Я - Москалева Светлана Анатольевна, воспитатель. Для меня это гораздо больше, чем просто профессия. Это, без преувеличения, образ жизни. Я люблю мир детства, потому что он наполнен открытиями, сюрпризами, радостью, впечатлениями, мечтами.
Воспитание - это система знаний, умений, навыков, способов деятельности, отношений, которыми должно овладеть подрастающее поколение для успешной адаптации в обществе, понимания его норм и правил общения, а также создания благожелательного отношения к людям. Воспитание необходимо для гармоничного развития каждого человека.
А вот искусство воспитания – гораздо более ответственный и сложный процесс. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически». Я согласна с этим утверждением, действительно, для людей, не работающих с детьми, процесс воспитания может показаться легче и проще, чем является на самом деле.
Так что же делает воспитание искусством?
Давайте порассуждаем, из каких слагаемых состоит искусство воспитания.
Я считаю, что первым слагаемым является любовь к детям. Именно это является главным в профессии воспитателя. Василий Александрович Сухомлинский говорил «Педагог без любви к ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета». Даже получив педагогическое образование, но не имея любви к детям, не стоит идти в педагогическую деятельность.
Второе слагаемое – профессиональная компетентность педагога, которая включает в себя не только теоретические знания, но и практические способы их применения в конкретных педагогических ситуациях. Этому необходимо учиться, поэтому в моей профессии всегда есть место для непрерывного профессионального совершенствования педагога: это изучение специальной литературы, курсы повышения квалификации, участие в семинарах и практикумах, изучение опыта коллег, освоение современных образовательных технологий и многое другое.
Третье слагаемое - творчество. Педагогический труд – это творческий процесс. «Педагогический труд не творческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя» писал Марк Максимович Поташник. А педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность».
Таким образом, воспитывая детей, нужно быть креативным и умеющим находить нестандартные выходы из разных ситуаций, подавая пример.
Четвёртое слагаемое – развивающая предметно-пространственная среда. Хорошо организованное пространство группы позволит воспитанникам познавать всё разнообразие окружающего мира во время игры. Развивающая предметно-пространственная среда не должна оставаться постоянной, она должна быть открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.
Пятое слагаемое - взаимодействие с семьями воспитанников. Театр начинается с вешалки, а воспитание ребенка начинается с родителей. Я считаю, что важно не только найти подход к ребенку, но и наладить взаимосвязь с его семьей. Для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников необходимо родителей вовлекать в воспитательный процесс, используя разнообразные формы работы, такие, как: консультации, индивидуальные беседы, детско-родительские мероприятия, мастер-классы и многое другое.
Итак, каждое из выше перечисленных слагаемых, по моему мнению, является важным для того, чтобы воспитание стало искусством.
Закончить своё эссе мне бы хотелось словами Константина Дмитриевича Ушинского: «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий